Интернет-археология: создание первого художественного проекта

Интернет-раскопки, поиск цифровых артефактов, выставки в виртуальных и реальных пространствах. Что стало с искусством, когда появился интернет? Как с помощью онлайн технологий современные художники создают свои работы?

#сёрфинг #постправда #постинтернет #вирт #вирд #реал #цифроваяэкология #скролл #вайб

Программа курса — экспериментальная лаборатория для молодых художников-исследователей, которые хотят учиться в онлайн-поле современного искусства и узнавать, как правильно задавать вопросы гуглу.

Чему мы научимся?

Как именно художник может влиять на образование, брэнды или, например, городскую среду. Какие проекты он может предложить для коммуникации между человеком и окружающим миром. Как можно применить художественные навыки и умение ориентироваться в интернете в повседневной жизни.

Мы научимся ориентироваться в поле идей и точно формировать цели своего проекта. Поэтапно разработаем идею проекта и представим её в любом из форматов (ЗИН/перформанс/презентация/видео/звук и т.д.).

Что будет на курсе?

Творческая лаборатория – пространство эксперимента, направленное на ориентацию в мире информации с помощью взаимодействия практиканта, искусства и виртуального пространства.

Нас ждёт работа между физическими и виртуальными территориями, перформативные практики, он-лайн-ресёрч.

Технологии меняют как эстетические представления, так и способы восприятия и структурирования информации в мире идей. Для ознакомления с темой рекомендуем прочесть статью Оксаны Мороз.

Теоретический блок:

  • Основные этапы истории современного искусства, философии и других направлений.
  • Формирование критического мышления по отношению к потребляемой информации.
  • Изучение взаимосвязи дисциплин из разных областей, качественная ориентация в плотном информационным поле.

Практический блок: 

  • Интернет-ресёрч.
  • Работа с фотографиями и видео, специальными приложениями и программами.
  • Погружение в арт-прогулки и перформативные практики.
  • Подготовка коллективного или индивидуального проекта.

Коммуникация и бытовые деийствия переносятся из реальности в виртуальное пространство, а искусство непрерывно трансформируется, в ответ на изменения в обществе. Для расширения поля своих знаний в поле философии и искусства рекомендуем посмотреть лекцию Бориса Клюшникова.

Для кого этот курс?

  • Для школьников 9-11 классов, студентов 1-го курса и всех, кто интересуется современными художественными практиками и хочет сделать свой первый шаг в сфере современного искусства.
  • Для тех, кто хочет научиться ориентироваться в мультимедийном пространстве, интернете, контексте современного искусства и перформанса.
  • Для тех, кто ещё не определился в выборе будущей профессии и хочет найти себя в альтернативном художественном поле.

По итогам курса вы получите:

  • Навыки ориентации в виртуальном пространстве;
  • Базовую теорию искусства, философии и перформанса;
  • Практику работы в Adobe Photoshop, InDesign, Final Cut X, мобильных приложениях для художественной обработки собранной информации;
  • Создадите персональный творческий проект в любом из выбранных пространств (вирутальном или реальном) и форматов (коллажи, тексты, фотографии, видео, ЗИН и многое другое);
  • Опыт коллективного взаимодействия внутри исследовательской группы.

Преподаватель

Софья Скидан

Автор курса, выпускница Школы Родченко. Cоздаёт сайт-специфик инсталляции, artist book, работает с перфомантивными практиками.

Лекторы

Брис Клюшников

Искусствовед, философ. Преподаватель дневной программы в Школе Родченко по курсу «Теория современного искусства после 1989 года».

Альбина Мохрякова

Пригашённый лектор, выпускница Школы Родченко. Видео-художник, перформер, со-автор курса «Медийное тело».

Наталья Обельчак

Пригашённый лектор, танц-художник, со-автор курса «Медийное тело».

Программа курса

 

1 занятие

Современное искусство - что это? Краткий экскурс в историю соврменного искусства.

Вводная лекция, знакомство и формирование задач.

2 занятие

Лекция: «Фотография и видео-арт в контексте современного искусства. Исторические трансформации, тенденции и взаимосвязь».

Преподаватель: Софья Скидан

3 занятие

Лекция: «История современного искусства через перформативные практики и концептуальное искусство, как метод визуального исследования пространства».

4 занятие

Практика: Перфомантивная-экскурсия / арт-прогулка / психогеографическая прогулка (расширение границ восприятия привычного пространства через смену оптики и перформативные действия в рамках прогулки). Фиксируем опыт на фотографиях, видео сторис, зарисовках, записях с диктофоном. Наблюдая за прогулкой по физическому пространству, размышляем о блуждании по виртуальному пространству. Выбираем и разрабатываем тему для визуального исследования.

Преподаватель: Софья Скидан

5 занятие

Лекция: «Как понимать и работать с современными медиа? Мир после возникновения цифрового мира».

Задачи:

  • ввести понимание новых медиа;
  • краткий экскурс по художникам, работающим в новых медиа (1990-2005);
  • ответить на вопрос «как интернет изменил наш мир?».

6 занятие

Лекция: «Взаимосвязь концептуализма, перформативных практик и видео-арта». Основные моменты в истории возникновения интернета, нет-арта, медиа-арта, взаимосвязь и влияние на общественные процессы.

Преподаватель: Софья Скидан

7 занятие

Лекция: «Пост-интернет арт. Экскурс в историю пост-интернет арта (часть 1: 2005-2011)».

Задачи:

  • рассмотреть структуру работы с пространствами интернета и выставочными;
  • формирование диджитал эстетики;
  • цифровая экология;
  • методика работы с виртуальным и материальным пространством.

Преподаватель: Софья Скидан

8 занятие

Лекция: «Пост-интернет арт. Экскурс в историю пост-интернет арта (часть 2: 2011-2018)».

9-10 занятия

Лекция: «Как начать думать и говорить о философии просто и интересно? Искусство и философия». 

Краткий экскурс в философскую ситуацию.

Преподаватель: Борис Клюшников

11 занятие

Лекция: «Медийное тело».

Лекция в формате путешествия от тела и фиксации его образа в разных полях (собственная память, виденье изнутри и со стороны, реальное пространство, медиа) до соответствий этих составляющих и реакций на увиденное. Тело сегодня – бесконечное тело (реальность-память-виртуальность-личное-социальное). Медиа-тело и реальное тело – это одно целое.

Преподаватели: Альбина Мохрякова и Наталья Обельчак

12 занятие

Практика: Упражнения и перформативные практики, которые будут проходить студенты в рамках занятия, направлены на раскрытие собственного телесного языка и включение тела в процесс диалога.

Преодаватели: Софья Скидан и Альбина Мохрякова

13 занятие

Лекция: «Интернет-ресёрч как методика работы с проектом в рамках создания мини-зина».

Задачи:

  • научиться работать методом интернет-сёрфинга;
  • отбор информации для проекта;
  • работа с 2D пространством в программах Adobe Indesign и Photoshop;
  • выстаривание коммуникации в команде;
  • алгоритм оперативной работы с новой информацией.

14 занятие

Практика: Погружение в художественный поиск. Каждый участник занимается ресёрчем в интернете в качестве концептуальной практики цифрового дрейфа. Создаем общий банкработ участников с найденными артефактами в рамках курса: текст, фотографии, видеосторис, рисунками, ресёрч-материалы. И каждый на основе их верстает собственную мини-историю, которую потом будет переносить в пространство, реальное или виртуальное.

Преподаватель: Софья Скидан

15 занятие

Лекция: «Методика работы создания художественного проекта, работа с пространством».

16 занятие

Практика: Создание мини-лабратории с материалами, наработанными в течение курса.

Преподаватель: Софья Скидан

ЗАПИСЬ В ГРУППУ (СТАРТ 14 СЕНТЯБРЯ 2018)

Расписание

16 занятий

Вторник, пятница
17.30-19.00

Куратор

Александра Радковская 
sasha@mdfschool.ru
+7 903 5234226

Площадка