Цикл лекций «Искусство & табу»

6 ноября 2018
Цикл лекций «Искусство & табу»

В КЦ «ЗИЛ» пройдёт цикл лекций в рамках сезона «Табу, запреты и сакральное». Лекции пройдут 6, 12, 19, 26 ноября в 19.30. Открывает сезон Софа Скидан, выпускница и преподаватель курса «Интернет-археология: создание первого художественного проекта» Школы Родченко.


6 ноября

«Табу: сексуальность, репрезентация, эмансипация, новое тело и отчуждение»

Что есть табу в современности? Что есть тело в настигающем отсутствии границ? Как изменялась позиция тела в эпоху технологической отчужденности? На лекции мы познакомимся с художниками, которые исследуют взаимоотношения тела и социума, нестабильности и позиции во взаимоотношениях виртуальной реальности и реальной телесности. Проследим, как технологии изменили эстетические представления об окружающем ландшафте и репрезентацию «я» в этом ландшафте, стирая понятие «нормы». Как тело пытается осмыслить себя, преодолеть себя и, наконец, вернуться к себе.

Лектор — Софа Скидан, художница, выпускница и преподаватель Школы Родченко. 

12 ноября 

«Искусство после «конца искусства»

В выступлении рассматривается ситуация, сложившаяся в современном искусстве во второй половине ХХ века. Этот период диагностируется как смерть (или конец) искусства, под чем следует понимать завершение большой истории искусства , которое устремлено к прогрессу. Что же остается? Множество художественных практик, неподводимых под общее понятие. Это значит, что в искусстве, как и в науке, обнаруживается ограниченность старой модели мира, а именно таких незыблемых ориентиров, как трансценденция, сущность и самое красота.

Лектор — Елена Петровская, Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора эстетики Института философии РАН, доцент Института Русской антропологической школы, Лауреат премии Андрея Белого, главный редактор журнала «Синий диван».

19 ноября 

«Московский акционизм. Вызов и провокация»

На лекции поговорим о московском акционизме, как о художественной практике, сложившейся в конце 80-х – начале 90-х годов, в ответ на радикальные действия венского акционизма. Именно в этот период политического и экономического распада СССР альтернативное московское художественное сообщество, почувствовав свою относительную свободу, выходит в открытое (уличное) пространство, взаимодействуя со зрителем. Художники-акционисты отрицали любые эстетические нормы, все акции носили провокативный и эпатирующий характер.

Анатолий Осмоловский, один из основоположников московского акционизма, проанализирует, как акциии перформансы конца 20 века влияли на публику на примере своих собственных работ и работ своих коллег. Также поговорим о реакции медиа и власти на новый для России способ художественного высказывания. Рассмотрим, к каким темам чаще всего обращались художники и какое влияние они оказали на современные акции.

Лектор — Анатолий Осмоловский, один из ведущих российских художников нового поколения, основатель целого ряда творческих групп и институциональных инициатив — «Движения ЭТИ», группы «Революционный носитель» и «Революционно-конкурирующей программы «Нецезиудик» и др. Участник многочисленных персональных и коллективных выставок, в том числе павильона «Аперто» на Венецианской биеннале 1993 года. Неоднократно выступал как куратор выставок молодых художников. Автор многочисленных теоретических текстов и манифестов.

26 ноября 

«Убийство священного оленя: безголовый театр Ромео Кастеллуччи»

Искусству Ромео Кастеллуччи, одному из самых ярких и плодовитых современных театральных режиссеров, присущи родовые черты так называемого постдраматического театра – выход за пределы языка и смысла, преодоление повествовательности, подражательности и психологизма, телесность и опыт присутствия, переход границ и нарушение табу. Мы попробуем подобраться к театру Кастеллуччи с трех сторон: со стороны греческой трагедии; со стороны психоанализа; и, наконец, со стороны философии. «Нет ничего более пронзительного, глубокого, черного и жестокого», – говорит о греческой трагедии Ромео Кастеллуччи: в самом центре ее – катастрофа, убийство, жертвоприношение. Греческая трагедия о царе Эдипе лежит в основе изобретенного Фрейдом психоанализа. Практика психоанализа и практика театра Кастеллуччи во многом совпадают. Опираясь на клиническую теорию знаменитого французского психоаналитика Жака Лакана, итальянский режиссер предлагает зрителю на собственном опыте узнать, в чем отличие реальности – от Реального. Философию будет на сей раз представлять Жорж Батай, французский писатель и философ, современник Лакана, автор теоретических и художественных текстов о «сакральной эротике», жертве, трансгрессии и «трате», основатель загадочного тайного общества «Акефал», что в переводе с греческого значит – «безголовый».

Лектор — Анастасия Архипова, исследователь театра, филолог, психолог, научный редактор по психологии в Издательском доме Высшей школы экономики.

Вперед