Цикл лекций «Япония в МАММ»
12+ Лекция Мультимедиа Арт Музей, Москва
СТАРТ ПО МЕРЕ НАБОРА ГРУППЫ Бесплатно

Цикл лекций «Япония в МАММ»

В рамках Года Японии в России Мультимедиа Арт Музей представляет цикл лекций «Япония в МАММ». Лекции также приуроченны к выставкам японских художников фотографии.

 

Расписание

14.06 / 19.00 Лекция-диалог «Японская раскрашенная фотография XIX века: ракурсы восприятия»

С 18 мая открыта выставка «Старинная японская фотография и гравюра» из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва и Государственного музея Востока. Японская раскрашенная фотография XIX века — это особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства. И в рамках этой выставки в МАММ пройдет лекция диалог, на которой два специалиста – по истории фотографии и по японской культуре – покажут и расскажут, как восприятие произведений искусства может изменяться в зависимости от ракурса восприятия или настройки оптики исследователя и зрителя. А также, какую интересную информацию и опыт можно получить, комплексно и подготовленно подходя к таким сложным и многогранным явлениям культуры, как старинная фотография.

Лекторы:

Наталья Горленко Кандидат искусствоведения, окончила отделение истории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова, MA Museum Studies, University College London, редактор интернет-проекта «История России в фотографиях».

 

Степан Родин Японист, филолог, окончил Институт восточных культур и античности РГГУ, кандидат исторических наук, доцент ИКВиА ВШЭ, доцент ИВКА РГГУ, научный сотрудних ШАГИ РАНХиГС.

 

21.06 / 19.00 Круглый стол «Японское в японской фотографии»

В рамках Года Японии в России в МАММ весной проходили и проходят четыре выставки японской фотографии, поражающие разнообразием авторов и широкой хронологией – с середины XIX и до конца XX века. Такая широкая панорама позволяет задаться вопросом, есть ли что-то типично японское в японском искусстве, и в частности, фотографии, и попробовать воочию в этом убедиться. Проблема национального в искусстве периодически возникает в исследованиях – стоит вспомнить понятие «немецкого чувства формы» Генриха Вельфлина или книгу «Английское в английском искусстве» Николая Певзнера. Во время круглого стола специалисты по фотографии и японисты постараются задаться вопросами наличия национальных черт в японском искусстве и возможности найти их отражение в фотографии и предметно и аргументированно обсудят их, приводя доводы и примеры.

Участники:

Виктория Мусвик Куратор, критик и исследователь фотографии, преподаватель. Окончила филологический факультет МГУ, там же защитила кандидатскую диссертацию по английскому Ренессансу, подготовленную в институте Варбурга (Лондонский университет).

 

Анна Пушакова Искусствовед, японист, окончила факультет Истории искусства РГГУ, куратор, лектор, автор ряда книг по японской культуре и искусству, хранитель фонда «Живопись и графика» в Государственном музее Востока (Москва).

 

Игорь Волков Искусствовед, исследователь фотографии, куратор, лектор. Окончил Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Хранитель в Мультимедиа Арт Музее, Москва.

 

28.06 / 19.00 Лекция: «Идеалы женской красоты в искусстве Японии от древности до XIX века»

Образ женщины занимает особое место в искусстве и культуре Японии. Испытав большое влияние со стороны Китая, Япония, тем не менее, сформировала собственные представления о красоте женщин. Чернёные зубы; брови, нарисованные выше линии естественного роста; светлая кожа; почти полное отсутствие румян. Представления о красоте менялись в зависимости от эпохи и моды, и в течение сотен лет образ японской красавицы разрабатывался в живописных свитках, ширмах, вазах, в гравюре укиё-э, раскрашенных фотографиях. На примере многочисленных произведений японского искусства музейный куратор Анна Пушакова расскажет о том, как складывались и трансформировались представления о женской красоте в Японии.

Лектор:

Анна Пушакова Искусствовед, японист, окончила факультет Истории искусства РГГУ, куратор, лектор, автор ряда книг по японской культуре и искусству, хранитель фонда "Живопись и графика" в Государственном музее Востока (Москва).


05.07 / 19.00 Лекция: «Где и как в Японии живут боги»

Испокон веков и до наших дней храмы, святилища с воротами тории, статуи будд и бодхисаттв, сами служители культа, а также прочие предметы, связанные с буддизмом и синто, сопровождают японцев постоянно. Они – неотъемлемая часть ландшафта и жизни. Для европейцев же – это экзотика, нечто свойственное именно Японии, придающее колорит. И именно такие реалии часто были запечатлены на раскрашенных фотографиях XIX века. На лекции мы поговорим о том, как сформировалась такая ситуация; что такое синто-буддийский синкретизм; как устроены места обитания и почитания богов и небожителей; кто такие будды и бодхисаттвы, можно ли их считать богами, и как складывалась многовековая жизнь всех этих существ, а также тех, кто им поклонялся, служителей культа и простых верующих, на японском архипелаге.

Лектор:

Майя Бабкова Кандидат философских наук, научный сотрудник отдела Японских исследований Института востоковедения РАН, исследователь японского дзэн-буддизма.

 

12.07 / 19.00 Проект «Разоблачая кимоно»: «Кимоно эпохи перемен»

Принято считать, что кимоно остается неизменным на протяжении тысячелетней японской истории, однако это совсем не так. В рамках традиционного костюма перемены происходят не там, где мы привыкли их замечать. Период реставрации Мэйдзи (1868—1912) положил конец длительному периоду правления самураев и самоизоляции, который просуществовал более 200 лет. Сменился строй, были отменены сословные привилегии, был издан указ о реформе костюма. Это время можно назвать и революцией, и реставрацией — справедливо это и для традиционной одежды. Уходят в прошлое такие виды кимоно, как косодэ и утикакэ, и начинают формироваться новые. Все большую популярность приобретает фотография, что с позиции сегодняшнего дня позволяет нам лучше разглядеть и понять традиционный костюм этого непродолжительного, но так все изменившего в Японии периода Мэйдзи.

Лекция-демонтрация антикварных кимоно уникальна и интересна тем, что в ней, органично дополняя друг друга, сплетаются теоретическая и практическая части. В лекции будут рассмотрены несколько пластов: материальный (исторический период, ткань, из которого сделано кимоно, способ выполнения рисунка, техника шитья), символический (назначение и статусность вещи, изображенные на ней символы и семейные гербы) и практический (нюансы одевания каждого слоя ансамбля кимоно). 

Лекторы:

Андрей Скатков и

Мария Орлова

Дизайн группа «SAMO». Театральные художники, реконструкторы, коллекционеры, члены Творческого Союза Художников. Когда дизайн группа «SAMO» начали коллекционировать кимоно, они четко сформулировали критерии, по которым будут отбирать вещи для своей коллекции: возраст (все вещи в коллекции не старше середины периода Сёва), безупречный дизайн и качественное исполнение. Коллекция выставлялась в культурном центре «Лофт Проект ЭТАЖИ», выставочном зале ГУК ЭСКО, центре современного искусства МАРС, в галерее Классической Фотографии, Государственном Музее Востока. Принимали участие в экспозиции интерактивного проекта «Самураи: Art of war». В настоящее время читают лекции по традиционному облачению в кимоно.

Стоимость лекций:

  • Продажа абонементов осуществляется в кассе музея с 7 июня.
  • Стоимость абонемента — 2 000 руб.
  • Стоимость единовременного посещения лекции — 500 руб.*
  • *Билеты доступны в кассе музея в день лекции.
  • Количество абонементов и билетов ограниченно.

Информация

Площадка

Мультимедиа Арт Музей
Москва, ул. Остоженка, д. 16
+7 (495) 637-1122 доб. 228/216