Цикл лекций «Япония в МАММ»
В рамках Года Японии в России Мультимедиа Арт Музей представляет цикл лекций «Япония в МАММ». Лекции также приуроченны к выставкам японских художников фотографии.





Расписание
14.06 / 19.00 Лекция-диалог «Японская раскрашенная фотография XIX века: ракурсы восприятия»
С 18 мая открыта выставка «Старинная японская фотография и гравюра» из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва и Государственного музея Востока. Японская раскрашенная фотография XIX века — это особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства. И в рамках этой выставки в МАММ пройдет лекция диалог, на которой два специалиста – по истории фотографии и по японской культуре – покажут и расскажут, как восприятие произведений искусства может изменяться в зависимости от ракурса восприятия или настройки оптики исследователя и зрителя. А также, какую интересную информацию и опыт можно получить, комплексно и подготовленно подходя к таким сложным и многогранным явлениям культуры, как старинная фотография.
Лекторы:
Наталья Горленко | Кандидат искусствоведения, окончила отделение истории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова, MA Museum Studies, University College London, редактор интернет-проекта «История России в фотографиях». |
Степан Родин | Японист, филолог, окончил Институт восточных культур и античности РГГУ, кандидат исторических наук, доцент ИКВиА ВШЭ, доцент ИВКА РГГУ, научный сотрудних ШАГИ РАНХиГС. |
21.06 / 19.00 Круглый стол «Японское в японской фотографии»
В рамках Года Японии в России в МАММ весной проходили и проходят четыре выставки японской фотографии, поражающие разнообразием авторов и широкой хронологией – с середины XIX и до конца XX века. Такая широкая панорама позволяет задаться вопросом, есть ли что-то типично японское в японском искусстве, и в частности, фотографии, и попробовать воочию в этом убедиться. Проблема национального в искусстве периодически возникает в исследованиях – стоит вспомнить понятие «немецкого чувства формы» Генриха Вельфлина или книгу «Английское в английском искусстве» Николая Певзнера. Во время круглого стола специалисты по фотографии и японисты постараются задаться вопросами наличия национальных черт в японском искусстве и возможности найти их отражение в фотографии и предметно и аргументированно обсудят их, приводя доводы и примеры.
Участники:
Виктория Мусвик | Куратор, критик и исследователь фотографии, преподаватель. Окончила филологический факультет МГУ, там же защитила кандидатскую диссертацию по английскому Ренессансу, подготовленную в институте Варбурга (Лондонский университет). |
Анна Пушакова | Искусствовед, японист, окончила факультет Истории искусства РГГУ, куратор, лектор, автор ряда книг по японской культуре и искусству, хранитель фонда «Живопись и графика» в Государственном музее Востока (Москва). |
Игорь Волков | Искусствовед, исследователь фотографии, куратор, лектор. Окончил Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Хранитель в Мультимедиа Арт Музее, Москва. |
28.06 / 19.00 Лекция: «Идеалы женской красоты в искусстве Японии от древности до XIX века»
Образ женщины занимает особое место в искусстве и культуре Японии. Испытав большое влияние со стороны Китая, Япония, тем не менее, сформировала собственные представления о красоте женщин. Чернёные зубы; брови, нарисованные выше линии естественного роста; светлая кожа; почти полное отсутствие румян. Представления о красоте менялись в зависимости от эпохи и моды, и в течение сотен лет образ японской красавицы разрабатывался в живописных свитках, ширмах, вазах, в гравюре укиё-э, раскрашенных фотографиях. На примере многочисленных произведений японского искусства музейный куратор Анна Пушакова расскажет о том, как складывались и трансформировались представления о женской красоте в Японии.
Лектор:
Анна Пушакова | Искусствовед, японист, окончила факультет Истории искусства РГГУ, куратор, лектор, автор ряда книг по японской культуре и искусству, хранитель фонда "Живопись и графика" в Государственном музее Востока (Москва). |
05.07 / 19.00 Лекция: «Где и как в Японии живут боги»
Испокон веков и до наших дней храмы, святилища с воротами тории, статуи будд и бодхисаттв, сами служители культа, а также прочие предметы, связанные с буддизмом и синто, сопровождают японцев постоянно. Они – неотъемлемая часть ландшафта и жизни. Для европейцев же – это экзотика, нечто свойственное именно Японии, придающее колорит. И именно такие реалии часто были запечатлены на раскрашенных фотографиях XIX века. На лекции мы поговорим о том, как сформировалась такая ситуация; что такое синто-буддийский синкретизм; как устроены места обитания и почитания богов и небожителей; кто такие будды и бодхисаттвы, можно ли их считать богами, и как складывалась многовековая жизнь всех этих существ, а также тех, кто им поклонялся, служителей культа и простых верующих, на японском архипелаге.
Лектор:
Майя Бабкова | Кандидат философских наук, научный сотрудник отдела Японских исследований Института востоковедения РАН, исследователь японского дзэн-буддизма. |
12.07 / 19.00 Проект «Разоблачая кимоно»: «Кимоно эпохи перемен»
Принято считать, что кимоно остается неизменным на протяжении тысячелетней японской истории, однако это совсем не так. В рамках традиционного костюма перемены происходят не там, где мы привыкли их замечать. Период реставрации Мэйдзи (1868—1912) положил конец длительному периоду правления самураев и самоизоляции, который просуществовал более 200 лет. Сменился строй, были отменены сословные привилегии, был издан указ о реформе костюма. Это время можно назвать и революцией, и реставрацией — справедливо это и для традиционной одежды. Уходят в прошлое такие виды кимоно, как косодэ и утикакэ, и начинают формироваться новые. Все большую популярность приобретает фотография, что с позиции сегодняшнего дня позволяет нам лучше разглядеть и понять традиционный костюм этого непродолжительного, но так все изменившего в Японии периода Мэйдзи.
Лекция-демонтрация антикварных кимоно уникальна и интересна тем, что в ней, органично дополняя друг друга, сплетаются теоретическая и практическая части. В лекции будут рассмотрены несколько пластов: материальный (исторический период, ткань, из которого сделано кимоно, способ выполнения рисунка, техника шитья), символический (назначение и статусность вещи, изображенные на ней символы и семейные гербы) и практический (нюансы одевания каждого слоя ансамбля кимоно).
Лекторы:
Андрей Скатков и Мария Орлова |
Дизайн группа «SAMO». Театральные художники, реконструкторы, коллекционеры, члены Творческого Союза Художников. Когда дизайн группа «SAMO» начали коллекционировать кимоно, они четко сформулировали критерии, по которым будут отбирать вещи для своей коллекции: возраст (все вещи в коллекции не старше середины периода Сёва), безупречный дизайн и качественное исполнение. Коллекция выставлялась в культурном центре «Лофт Проект ЭТАЖИ», выставочном зале ГУК ЭСКО, центре современного искусства МАРС, в галерее Классической Фотографии, Государственном Музее Востока. Принимали участие в экспозиции интерактивного проекта «Самураи: Art of war». В настоящее время читают лекции по традиционному облачению в кимоно. |
Стоимость лекций:
- Продажа абонементов осуществляется в кассе музея с 7 июня.
- Стоимость абонемента — 2 000 руб.
- Стоимость единовременного посещения лекции — 500 руб.*
- *Билеты доступны в кассе музея в день лекции.
- Количество абонементов и билетов ограниченно.