В основе курса авторская инновационная программа преподавания русской литературы в контексте русской и мировой литературы и культуры. Доктор филологии (Dr.Philol.) Дарья Невская не только универсальный преподаватель, но и журналист, культуролог, один из авторов уникальной образовательной программы и созданных на ее базе учебников по русской литературе и культуре для русских школ зарубежья. В сферу ее интересов входит классическая и современная литература, история России, экранизации литературных произведений. Дарья Невская успешно совмещает научную деятельность и журналистику, работу в вузе, чтение публичных лекций по истории литературы и культуры, проведение тренингов по антимоббингу, экспертную деятельность в области образования и занятия с детьми по своей программе.

Курс разработан доктором филологии (Dr.Philol.) Дарьей Невской для ребят 2-11 классов с целью расширить их представление о школьных предметах — литературе, истории, истории культуры, включив их в диалог между областями знаний (например, историей культуры и авиацией, литературой и кинематографом), культурно-историческими эпохами, стилями, «типами личностей», между профессиональной/авторской и народной культурами. Широкий взгляд на культуру позволит ребятам увидеть будущие профессии в исторической перспективе. Они смогут научиться создавать свои тексты в разных жанрах и отстаивать свою точку зрения в благожелательной и творческой атмосфере.

Курс делится на несколько групп:
«Ирида».
Программа и расписание:
Занятия проходят по пятницам в 14:00.
Первый семестр. Сентябрь-декабрь 2017 (30 академических часов)
- Как искать и находить необходимую и точную информацию в Интернете. Развитие поисковых навыков и знаний о словарях и справочных/образовательных ресурсах. Фантастика и профессии будущего. (1 занятие).
- «Древо превращений». Мифологические и библейские сюжеты о сотворения мира в мировой культуре. (2 занятия).
- Что мы знаем о фантастике? Чем фантастика отличается от научной фантастики? Фантастический мир в живописи и кинематографе, в компьютерных играх. От «Франкенштейна» Марии Шелли до «Головы доктора Доуля» Александра Беляева. (2 занятия).
- Города будущего – от «Утопии» Томаса Мора, «Плавучего острова» Жюля Верна до «Солнцестана» Велимира Хлебникова, картин и фотографий А. Родченко и «сити» современности. Делаем проект города будущего. (4 занятия).
- Вперед в прошлое: научно-фантастический роман Конан Дойля «Затерянный мир». Чем отличается фантастика от научной фантастики? Цари юрской природы. Юрский период в произведениях К. Дойла, В.А. Обручева, С. Спилберга. (2 занятия).
- На машине времени. Г.Х. Андерсен «Калоши счастья», Герберт Уэллс «Машина времени». Кинематограф и литература о перемещении во времени. (2 занятия).
- Чем нам грозит соскочить с Тропы? Ответственность за свое будущее и долг перед природой. Рэй Брэдбери «И грянул гром». (2 занятия).
Второй семестр курс. Февраль-июнь 2018 (30 академических часов)
- Чем фэнтези отличается от фантастики и научной фантастики? История возникновения жанра фэнтези. Образы Средневековья в готической литературе XIX века и в современном жанре фэнтези. Фэнтези в литературе, кинематографе, анимации и компьютерных играх. (3 занятие).
- Символы и эмблемы в Средневековой культуре. Средневековые эмблематы. Горностай, лев, орел, цапля и другие животные и птицы в Средневековых бестиариях и эмблематах. Лев в «Хрониках Нарнии» С. Льюиса. (2 занятия).
- Между сказкой, фэнтези и библейской притчей: «Хроники Нарнии» С. Льюиса и трилогия Мервина Пика «Горменгаст». (3 занятия).
- Пользе быть образованным человеком. Что должны были знать Дж.Р. Толкин и Дж. К. Роулинг, чтобы написать свои книги? Биография писателя в контексте литературы. (2 занятия).
- Учимся писать рецензию на любимые книги и фильмы в жанре фэнтези («Мост в Терабитию» Кэтрин Патерсон, книги Корнелии Функе, фильм «Бесконечная история», книга Льюиса Кэролла, фильм/спектакль «Алиса в стране чудес», книги или фильмы из серии «Гарри Поттер»). (2 занятия).
- От жанра фэнтези к жанру антиутопии. Как возник жанр антиутопии.
- Лоури Лоис «Дающий» и Салли Гарднер «Червивая луна». Разгадываем тайну рассказа «Мальчик во мгле» Мервина Пика. Пишем рецензии на полюбившиеся книги. (3 занятия).
«Клио».
Программа и расписание:
Занятия проходят по субботам в 14:00.
Первый семестр. Сентябрь-декабрь 2017 (30 академических часов)
- Мировой океан, мировая гора, мировое яйцо и мировое древо: космогонические мифы о сотворении мира. (Миф как особый способ восприятия и познания мира). (3 занятия).
- Мифические животные и подлинная история их происхождения. Чем отличаются мифические твари от мифологических животных. Средневековые бестиарии. Образы мифических и мифологических тварей в классической и современной литературе и культуре. Читаем и обсуждаем повесть Джеральда Даррелла «Говорящий сверток». (3 занятия).
- О Змее Юше, китах-аспидохилонах, гигантских осьминогах и щито-черепахах в мемуарах путешественников, в сказках, в литературных произведениях и в живописи. (2 занятия).
- Боги Древней Греции и их непростая жизнь среди людей. Как складывались мифы Эллады. Как образом люди отражали свой опыт общения с богами в мифах, в поэзии и в изобразительном искусстве. Культурные герои и трикстеры в мифах и в современной культуре и литературе. (4 занятия).
- Рождественский сюжет в мировой культуре и литературе. От Дня святого Мартина до Рождества. (2 занятия).
- Кто такая Коляда, и зачем она «приходит». Обряды и традиции, связанные с календарными праздниками. (2 занятия).
Второй семестр курса. Февраль-июнь 2018 (30 академических часов)
- Родные братья - Петрушка Уксусов, Пьеро и Арлекин. Народная драма, комедия масок (дель арте), балаганное представление и медвежья потеха в русской и мировой культуре (живопись, поэзия). История марионеток и кукол и ее отражение в литературе. Разыгрываем народное представление «Петрушка Уксусов». (3 занятия).
- Славянские божества низшей мифологии (домовой, леший, русалка, кикимора и другие). Развитие фольклорных мотивов в литературе и изобразительном искусстве, в кинематографе и анимации. Читаем Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказ Н. Тэффи «Лешачиха», книгу А. Жвалевского и Е. Пастернака «Гимназия №13». (3 занятия).
- Кто и как придумывает страшные истории? От жанров фольклорной былички, от детской «страшилки» до святочного рассказ о гадании в мировой литературе и искусстве. Читаем балладу В.А. Жуковского «Светлана», рассказы А.П. Чехова «Сон», «Ночь на кладбище». (3 занятия).
- Рыцарские истории. Средневековые легенды и предания рыцарей Круглого стола короля Артура. Культ Прекрасной дамы и поэзия трубадуров. Образы Средневековья в современной культуре (литература, живопись, кинематограф, анимация). (3 занятия).
- От нестрашной «страшилки» до «страшного» готического романа. (Происхождение и развитие готических сюжетов в мировой классической и современной литературе и культуре). Читаем книги Дж. К.Роулинг из серии «Гарри Поттер», повесть М. Карамзина «Остров Борнгольм», Н. Лескова «Привидение в Инженерном замке», шотландские и английские готические рассказы. Учимся писать готический рассказ и по нему создавать синопсис. (3 занятия).
«Геката».
Программа и расписание:
Занятия проходят по воскресеньям в 14:00.
Первый семестр. Сентябрь-декабрь 2017 (30 академических часов)
- Мировой океан, мировая гора, мировое яйцо и мировое древо: космогонические мифы о сотворении мира. (Миф как особый способ восприятия и познания мира). (3 занятия).
- Мифические животные и подлинная история их происхождения. Чем отличаются мифические твари от мифологических животных. Средневековые бестиарии. Образы мифических и мифологических тварей в классической и современной литературе и культуре. Читаем и обсуждаем повесть Джеральда Даррелла «Говорящий сверток». (3 занятия).
- О Змее Юше, китах-аспидохилонах, гигантских осьминогах и щито-черепахах в мемуарах путешественников, в сказках, в литературных произведениях и в живописи. (2 занятия).
- Боги Древней Греции и их непростая жизнь среди людей. Как складывались мифы Эллады. Как образом люди отражали свой опыт общения с богами в мифах, в поэзии и в изобразительном искусстве. Культурные герои и трикстеры в мифах и в современной культуре и литературе. (4 занятия).
- Рождественский сюжет в мировой культуре и литературе. От Дня святого Мартина до Рождества. (2 занятия).
- Кто такая Коляда, и зачем она «приходит». Обряды и традиции, связанные с календарными праздниками. (2 занятия).
Второй семестр курса. Февраль-июнь 2018 (30 академических часов)
- Родные братья - Петрушка Уксусов, Пьеро и Арлекин. Народная драма, комедия масок (дель арте), балаганное представление и медвежья потеха в русской и мировой культуре (живопись, поэзия). История марионеток и кукол и ее отражение в литературе. Разыгрываем народное представление «Петрушка Уксусов». (3 занятия).
- Славянские божества низшей мифологии (домовой, леший, русалка, кикимора и другие). Развитие фольклорных мотивов в литературе и изобразительном искусстве, в кинематографе и анимации. Читаем Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказ Н. Тэффи «Лешачиха», книгу А. Жвалевского и Е. Пастернака «Гимназия №13». (3 занятия).
- Кто и как придумывает страшные истории? От жанров фольклорной былички, от детской «страшилки» до святочного рассказ о гадании в мировой литературе и искусстве. Читаем балладу В.А. Жуковского «Светлана», рассказы А.П. Чехова «Сон», «Ночь на кладбище». (3 занятия).
- Рыцарские истории. Средневековые легенды и предания рыцарей Круглого стола короля Артура. Культ Прекрасной дамы и поэзия трубадуров. Образы Средневековья в современной культуре (литература, живопись, кинематограф, анимация). (3 занятия).
- От нестрашной «страшилки» до «страшного» готического романа. (Происхождение и развитие готических сюжетов в мировой классической и современной литературе и культуре). Читаем книги Дж. К. Роулинг из серии «Гарри Поттер», повесть М. Карамзина «Остров Борнгольм», Н. Лескова «Привидение в Инженерном замке», шотландские и английские готические рассказы. Учимся писать готический рассказ и по нему создавать синопсис. (3 занятия).
«Деметра».
Программа и расписание:
Занятия проходят по воскресеньям в 16:00.
Первый семестр. Сентябрь-декабрь 2017 (30 академических часов)
- Как искать и находить необходимую и точную информацию в Интернете. Развитие поисковых навыков и знаний об интернет- словарях и справочных/образовательных ресурсах. Профессии будущего. (1 занятие).
- Античность. Античное язычество (человек – боги – природа). Антропоцентризм. Теоцентризм. Богочеловек (культурный герой) в мировой классической и современной культуре и литературе. (2 занятия).
- Зачем нужно знать мифы Древней Греции? Типы отношений между богами и людьми в мифах и их отражение в античной поэзии и в живописи (1 занятие).
- Хоровая лирика. Олимпийские боги в одах Пиндара. Культ тела в античной Греции и в тоталитарном искусстве XX века. Трансформация античной скульптуры в современном изобразительном искусстве. (1 занятия).
- Бытовая и любовная лирика (Катулл и Сапфо). Мифы Древней Греции о любви и ненависти и их отражение в классической и современной литературе и в изобразительном искусстве. (2 занятия).
- Два типа личности человека античной эпохи: Антоний и Катон Утический. Гражданская лирика (мелики Алкея). (1 занятие).
- Луций Анней Сенека «Нравственные письма к Луцилию» - кодекс поведения молодого человека. Учимся писать эссе. (2 занятия).
- «Тяга к прекрасному» и «культ Прекрасной Дамы» в Средние века. Этика и эстетика Средневековья. «Роман о розе» Гийома де Лорриса и Жана де Мена и «Имя розы» Умберто Эко. «Осень Средневековья» Й.Хейзинга. Куртуазная культура. Поэзия трубадуров. Тип личности человека эпохи Средневековья. Средневековые эмблематы (Рипа) и их отражение в скульптуре, живописи, архитектурном декоре. (5 занятий).
Второй семестр – февраль-июнь 2018 (30 академических часов)
- Причины возникновения Возрождения. Периодизация Возрождения. Основные признаки эпохи в живописи, науке, философии. Реформация и причины ее возникновения. (2 занятия).
- Предвозрождение (XIVв.). Предвозрождение в искусстве на Руси (Андрей Рублев, Дионисий, соборы Московского кремля, «Задонщина» , «Сказание о Дракуле» и его современные версии, былинные богатыри и их современные версии). Обсуждение фильма «Андрей Рублев» А. Тарковского. (2-3 занятия).
- Искусство раннего Возрождения (XV в.) Творчество Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи. Архитектура Ф. Брунеллески. Жан Фуке, Ян ван Эйк. Мадонна в живописи и в литературе (сонеты Петрарки). (1-2 занятия).
- «Божественная комедия» Данте Алигьери как синтез средневекового мировоззрения и предвестие Возрождения. (2 занятия).
- Предвозрождение в Англии. Джефри Чосер «Кентерберийские рассказы». (1 занятие).
- Роль Э. Роттердамского в подготовке Реформации. «Похвала глупости» как философская сатира. Реформаторская деятельность М. Лютера. Основные идеи протестантизма и их отражение в литературе. (1 занятие).
- Ренессанс во Франции.Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль». (1-2 занятия).
- Литература позднего итальянского Возрождения. Трактат Н. Макиавелли «Государь». Итальянская комедия dell’ arte. (1-2 занятия).
- Вершина Возрождения в живописи и в искусстве. Леонардо да Винчи - живописец и инженер. Микеланджело Буонарроти. Нидерланды - Питер Брейгель Старший. Германия - Ганс Гольбейн Младший, А. Дюрер. (1 занятие).
- Открытия в науке XIV-XVI вв. Изобретение И. Гутенберга и его роль в истории мировой культуры. (1 занятия).
- Иван Грозный - исторический и вымышленный. (2 занятия).
Ребята познакомятся с героями, которые вошли в коллективный фонд мировой культуры и давно воспринимаются вне принадлежности к какой-либо национальной культуре (Тесей, Одиссей, Икар, Прометей, Моисей, Авель и Каин, Амур и Психея, и порожденные Новым временем Робинзон, Пинкертон, Шерлок Холмс и другие). В диалог вступят культурные герои античных мифов и их отрицательные двойники – трикстеры; средневековые рыцари, безраздельно отдавшие себя служению церкви, королю и Прекрасной Даме и «простаки»; цари и самозванцы; герои средневековых эпосов и былинные богатыри, русские князья, посвятившие себя служению Отечеству и обыкновенные люди, совершающие неприметные, ежедневные подвиги во имя дружбы и любви. Ребята смогут проследить долгую жизнь мифологических, фольклорных мотивов и образов в изобразительном искусстве и литературе (в том числе в книгах о Гарри Поттере, в современных детских детективах, в романах/рассказах жанра фэнтези и «страшилок»). В диалог будут вовлечены исторические события и деятели, повлиявшие на развитие мировой истории и культуры. А живописцы и скульпторы прямо на наших глазах станут соперничать с писателями за лучшее воплощение героев мировой культуры. И, самое главное, у ребят появится возможность:
• самим начать диалог с героями русской и мировой литературы и культуры;
• оценить события прошлого, как с точки зрения современного человека, так и с позиции людей разных культурно-исторических эпох;
• обнаружить следы присутствия «своего» в «чужом» и «чужого» в «своем».

Ребята смогут применить свои знания, создавая собственные произведения в разных жанрах литературы – этиологического мифа, сказки, готического рассказа, детектива, синопсиса или сценария к своим мультфильмам по мотивам классических произведений русской и мировой литературы. Занятия проводятся и в залах ММАМ на выставках современного искусства, где юные слушатели курса получат уникальную возможность применить полученные знания о классическом искусстве к произведениям современной живописи, фотографии и скульптуры. И, что очень важно для современного молодого человека, ребята научатся выражать и отстаивать свою точку зрения в благожелательной и творческой атмосфере.
Возможны небольшие изменения в программе (уменьшение/увеличение количества занятий на каждую тему), связанные с учетом уровня подготовленности группы и ее интересов. Возрастные ограничения для каждой группы носят условный характер. Возможно, кто-то из детей захочет заниматься в другой группе в силу своего индивидуального развития или интересов. Первое занятие – бесплатное. Его тема будет анонсирована отдельно. Предусмотрено проведение экскурсий по выставкам музея для слушателей курсов и их родителей с последующим их обсуждением на занятиях.
Год обучения: 21.000 р. Возможна оплата по полугодиям. Полгода обучения: 10 500 р. На второго ребёнка из одной семьи предоставляется скидка 50%. Получить дополнительную информацию можно, написав на mk@mdf.ru. Продажа абонементов осуществляется в кассе музея. Количество абонементов ограниченно.
Подробнее о том, что у нас происходит на «Диалогах» можно посмотреть в ФБ-сообществе «Диалоги о культуре».
