
Постконцептуальный проект. Исследование
Цель курса — ваше продуманное концептуальное высказывание и ясно сформулированная авторская позиция. Будем проводить художественное исследование и создавать проект в постконцептуальном ключе.
О курсе
Современному художнику важно понимать область своих интересов, быть внимательным к контексту своего высказывания, уметь говорить о своих проектах со зрителем, — это требует от автора высокой осведомленности и отточенности инструментов сообщения. Поэтому структура программы подводит к уточнению авторских поисков, рефлексии и выработке персональных методов работы со смыслами.
Курс совмещает большое количество практики с теоретическим обзором знаковых направлений современного искусства. Практика начинается с изучения композиции и погружения в логику визуальности. Далее следует анализ текста и разных типов повествования (на материале древнегреческих мифов). После нескольких интерпретаций текста и извлечения необходимых смыслов, студенты формулируют концепцию персонального проекта. Параллельно авторы учатся проводить художественное исследование, писать тексты к своим работам и составляют карту своих интересов. Заканчивается курс созданием персонального проекта в постконцептуальном ключе в формате инсталляции.
На лекциях мы разбираем поворотные моменты истории современного искусства, различные концепции произведения и их влияние на материальные способы бытования искусства (абстрактная живопись, минималистский объект, лэнд-арт, концептуальная инсталляция и сетевая эстетика). Обсуждаем значение автора, зрителя, контекста для концептуального высказывания. Будем стремиться к более точному пониманию целей своей практики и ясной траектории развития.



















Чему научитесь?
- Проясните свои темы, методы работы, художественный язык и авторскую позицию.
- Создадите 4 большие работы в нескольких форматах (абстрактная серия, объект, комикс, инсталляция), также сделаете 15 точечных заданий.
- Научитесь проводить художественное исследование.
- Научитесь выстраивать сложное повествование, используя нелинейные способы рассказа.
- Пройдёте все этапы работы над постконцептуальным проектом.
- Придумаете экспозиционное решение своих проектов, поучаствуете в выставке.
- Напишете тексты и потренируетесь говорить о своих проектах, наметите дальнейшую траекторию развития.
- Сориентируетесь в направлениях современного искусства, узнаете о разных художестенных практиках.
- Погрузитесь в логику формы и визуальности.
- Курсу сопутствует большое количество методических материалов, которые остаются у студентов после завершения обучения.
Подробнее о курсе:
Курс разделён на 6 блоков:
- 1-2 блоки посвящены визуальной работе, изучению материалов и проявлению поля авторских интересов. Итоговое задание — абстрактная серия.
- 3 блок посвящён работе над пространственным объектом.
- 4 блок концентрируются на изучении разных типов повествования. Итоговое задание — комикс.
- 5 блок полностью посвящён углублённому художественному исследованию и разработке персонального проекта. Итоговое задание — инсталляция.
- 6 блок завершится выставкой, критическим разбором проделанной работы, составлением artist statement и траектории дальнейшего творческого развития.
На занятиях мы не только будем много смотреть и обсуждать, но активно делать домашнее задание. Поэтому постарайтесь освободить дополнительное время и избавится от лишней занятости в течении курса. Подробное расписание смотрите в разделе «Программа курса».
Для кого этот курс?
В первую очередь, курс подойдёт художникам, которым ищут новые методы работы и инструменты рефлексии. Уровень технической подготовленности не имеет большого значения, важен внутренний поиск и желание произвести художественное высказывание.
Преподаватель
![]() |
Анна Приходько Закончила «Школу Фотографии и Мультимедиа имени Родченко», Политехничсекий университет, стажировалась в Joongbu University (Южная Корея) по направлению Game Animation, училась философии во Французском университетском колледже. Магистрант ВШЭ «Философская антропология». Участница выставок в Музее Гараж, Галерее Cube.Moscow, Галерее на Солянке, Галерее 25 Кадр, в «Акцизном зале» Винзавода, Atelier Nord, Школе Родченко. Участница Московской Молодёжной биеннале современного искусства, недели русского видео-арта в Норвегии (Dialog - Russian Video Art). Куратор нескольких выставок (Галерея 25 Кадр, Школе Родченко, Sareh Gallery). Преподаватель Школы Родченко, автор курсов о современном искусстве и визуальных практиках на разных площадках (ГЭС-2, Музей Сидура, Галерея 25 Кадр, библиотека имени Н.А. Некрасова и тд). Участница коллектива художниц ШШШ. |
Условия обучения:
- Расходные материалы вы приобретаете сами.
- Желание развиваться как автор, постоянная художественная практика, знакомство с историей искусства будут плюсом.





























Курс разбит на 6 тематических блока, завершающихся выставкой-просмотром внутри мастерской и обсуждением творческой траетории авторов.
1 блок — визуальный язык | коллаж | 3 занятия
- Композиция
Упражнение 1 — 4 типа композиция
Упражнение 2 — абстрактные отношения
Упражнение 3 — абстрактная копия классической картины
Домашнее задание
Упражнение 1 — визуальный анализ 3х произведений разных периодов | 1 часть
Упражнение 2 — researchbook | составление карты интересов (темы | материалы | художники) - Фактура
Упражнение 1 — 10 фактур из пространства
Упражнение 2 — сплошная фактура
Упражнение 3 — анализ фактур классический картины | создание сплошной фактуры - Пространство
Упражнение 1 — пространство и растр
Упражнение 2 — повтор принципов живописи Julie Mehretu
Упражнение 3 — аппликация | повтор принципов живописи Terry Winters
Домашнее задание
Упражнение 1 — визуальный анализ 3х произведений разных периодов | 2 часть
Упражнение 2 — researchbook | составление карты интересов (темы | материалы | художники)
2 блок — абстрактная серия | коллаж | 4 занятия
- Лекция 1
«Авангардное искусство и проект современности. Абстрактная живопись: направления и принципы»
Упражнение 1 — обсуждение домашнего задания - Поиск персональной формы — практика автоматического письма Упражнение 1 — жесты | анализ | серия
Упражнение 2 — принцип серийности | 4 наброска серии
Домашнее задание
Упражнение 1 — researchbook | составление карты интересов (темы | материалы | художники) - Реализация серии 1
Упражнение 1 — разработка наброска серии
Упражнение 2 — чистовая реализация серии - Реализация серии 2
Упражнение 1 — чистовая реализация серии
Домашнее задание
Упражнение 1 — анализ пройденных этапов от жестов к серии | текст
Упражнение 2 — researchbook | карта интересов (темы | материалы | художники)
3 блок — объект | смешанные техники | 2 занятия
- Лекция 2
«Постживописная абстракция | минимализм | лэнд-арт»
Упражнение 1 — эскиз объекта по мотивам серии
Домашнее задание
Упражнение 1 — подбор материалов - Реализация объекта
Упражнение 1 — чистовая реализация объекта
Упражнение 2 — продумывание экспозиционного решения
Домашнее задание
Упражнение 1 — анализ пройденных этапов от серии к объекту | текст
Упражнение 2 — researchbook |карта интересов (темы | материалы | художники)
4 блок — повествование | researchbook | 5 занятий
- Линейное повествование
Упражнение 1 — анализ текста мифа | визуальная партитура
Упражнение 2 — сюжет в коллаже
Упражнение 3 — moodboard
Домашнее задание
Упражнение 1 — интерпретация текста мифа | 1-я итерация - Принципы художественного исследования | researchbook
Упражнение 1 — карточки героев
Упражнение 2 — ключевая сцена
Упражнение 3 — обсуждение интерпретации
Домашнее задание
Упражнение 1 — интерпретация текста мифа | уточнение интересующих лейтмотивов | 2-я итерация
Упражнение 2 — ведение researchbook - Лекция 3
«Модернизм vs постмодернизм: генеалогия | различия и преемственности | ситуация автора и зрителя»
Упражнение 1 — обсуждение интерпретации
Упражнение 2 — анализ упражнений по мифу
Упражнение 3 — формулирование проблематики
Домашнее задание
Упражнение 1 — исследование проблематики | сбор данных | референсы Упражнение 2 — ведение researchbook - Комикс | принципы повествования (Understanding Comics/The Invisible Art. By Scott McCloud)
Упражнение 1 — абстрактный комикс
Упражнение 2 — обсуждение проблематики
Домашнее задание
Упражнение 1 — исследование проблематики | сбор данных | контекст
Упражнение 2 — ведение researchbook - Постмодернистские принципы повествования
Упражнение 1 — добавить 2-3 принципа постмодернистского повествования в комикс
Упражнение 2 — анализ проведённого художественного исследования | формулирование темы проекта
Домашнее задание
Упражнение 1 — оформление концепции проекта
Упражнение 2 — анализ пройденных этапов от 1-ой интерпретации мифа к теме своего проекта | текст
5 блок — постконцептуальный проект | инсталляция | 6 занятий
- Лекция 4
«Концептуальное и постконцептуальное искусство: принципы | особенности»
Этап 1 — обсуждение концепции проекта
Домашнее задание
Упражнение 1 — проработка концепции проекта | сбор данных
Упражнение 2 — досье проекта - Обзор этапов ведения проекта и способов работы со смыслом | определение своего метода | Работа над проектом 1
Этап 2 — mindmap | moodboard
Этап 3 — уточнение концепции и принципа рассказа
Этап 4 — сценарий
Этап 5 — досье проекта
Домашнее задание
Упражнение 1 — проработка сценария | изучение референсов | сбор данных
Упражнение 2 — досье проекта - Обзор современных проектов | сценарий проекта | определение своего метода | Работа над проектом 2
Этап 5 — доработка сценария
Этап 6 — определение составляющих инсталляции | выбор материалов
Этап 7 — набросок идеального пространственного решения инсталляции
Домашнее задание
Упражнение 1 — создание | поиск составляющих
Упражнение 2 — досье проекта - Обзор современных проектов | определение своего метода | Работа над проектом 3
Этап 8 — создание инсталляции
Этап 9 — проработка пространственного решения инсталляции в реальном пространстве
Домашнее задание
Упражнение 1 — создание | поиск составляющих
Упражнение 2 — досье проекта - Обзор современных проектов | Работа над проектом 4
Этап 10 — создание инсталляции
Этап 11 — окончательное экспозиционное решение проекта | план реализации
Домашнее задание
Упражнение 1 — создание | поиск составляющих
Упражнение 2 — досье проекта - Лекция 5
«Тексты к проекту. Artist Statement»
Этап 12 — внутренний текст к проекту | экспликация | этикетаж
Этап 13 — Artist Statement
Домашнее задание
Упражнение 1 — создание | поиск составляющих инсталляции
Упражнение 2 — заполнение карты интересов с учётов проделанной работы
Упражнение 3 — определение смыслового поля и контекста работы в целом
6 блок — выставка — подведение итогов | 2 занятия
- Выставка
Домашнее задание
Упражнение 1 — анализ карты интересов
Упражнение 2 — определение смыслового поля и контекста работы в целом - Заключительное занятие
Критическое обсуждение выставки и работ | дальнейшие перспективы развития Обсуждение AS | карты интересов и метода работы