Дарья Невская о специфике своего курса «Диалоги о культуре»

16 августа 2017
Дарья Невская о специфике своего курса «Диалоги о культуре»

Дарья Невская – доктор филологии, культуролог, журналист. 

«Меня спрашивают: «Чем отличаются мои курсы «Диалоги о культуре», которые я веду в Мультимедиа Арт музее, от всех прочих курсов культурологического направления?». С радостью отвечаю. В чем уникальность моего курса, который я предлагаю детям разных возрастных групп:

  1. В основе курса наша авторская инновационная программа преподавания русской литературы как части русской культуры в контексте мировой культуры и литературы. Программа, которую мы с коллегой создали для русских детей Латвии, легла в основу написанных по ней учебных комплексов 4-9 классов и учебного пособия (10-11классов). Эта программа была апробирована в школах Латвии и утверждена МО ЛР. Программа была апробирована в научных статьях, выступлениях на международных конференциях. Я придерживаюсь этой программы и самого главного ее тезиса - об установлении диалога между культурами разных народов, литературой и других видов искусства, профессиональной литературой и фольклором, жанрами литературы и искусства, культурно-историческими эпохами, современной и классической культурами. Сама программа доступна родителям. Я ее выкладывала в своем сообществе «Диалоги о культуре».

  1. Я имею богатый вузовский опыт преподавания литературы и культуры, а также апробировала свои учебники, работая два года в рижской гимназии с 4, 6, 7, 11, 12 классами.

  1. Я не только провожу занятия с детьми, но и описываю свой опыт (методику и содержание) почти после каждого занятия, выкладывая посты-размышления, посты-отчеты на свою страницу в ФБ, а также на страницу сообщества «Диалоги о культуре». Эту страницу я создала специально, чтобы родители могли следить за тем, что и как я делаю и включаться в процесс обсуждения/чтения, наблюдать за успехами детей.

  1. Я рассматриваю изучение истории культуры и литературу как великолепный повод поговорить с детьми и подростками о жизни, обсуждая с ними ситуации, которые им часто не с кем бывает обсудить. А вопросы возникают. Они имеют возможность не только задавать любые волнующие их вопросы, но и рассуждать на все темы, которые считают важными. Даю им возможность выговориться, так как «не выговоренное рождает неврозы» (И. Бродский), поэтому мы часто выходим за границы намеченных тем, не переступая границ культуры. 

  1. Мы проводим занятия в замечательном центре современной культуры и искусства, куда очень любит приходить молодежь (МАММ). В Мультимедиа Арт музее (Остоженка 16) есть все, чтобы включить нас с ребятами в диалог классической и современной культур. Мы выходим с детьми на выставки современного искусства, чтобы научиться понимать его, чтобы насладиться своим знанием о традициях, которые используют современные художники. Это знание традиции сближает детей и подростков с творцами, и им легче понимать и объяснять арт объекты, которые у не просвещенного зрителя может вызвать лишь оторопь и отторжение. Ребята учатся высказывать свою мнение о произведениях современного искусства в устном и письменном виде, спорить, выражать и отстаивать свою позицию. Я иногда провожу в музее открытые лекции и экскурсии для детей и взрослых, учу понимать современное искусство. Иногда мы виртуально посещаем другие выставки с тем, чтобы перебросить «мосты» от изучаемых тем в современность (например, архетипы средневековой «Пляски смерти» сравним с выставкой Яна Фабра в Эрмитаже).

  1. Иногда мне удается совершать с детьми и подростками совместные вылазки в театры Москвы, чтобы обсуждать увиденное и включать его в межкультурный диалог.

 

  1. Мы отрабатываем навыки создания текстов в каждом жанре, который изучаем, с тем, чтобы нащупать творческие возможности ребят и развить у них сочинительские способности. Я помогаю тем подросткам, кто хочет совершенствовать свое мастерство в области сочинительства. Возможно, этот навык поможет им определиться с выбором профессии.

  1. Я рассказываю детям и подросткам об открытиях в области науки, техники, археологии, искусствознания, связывая эти открытия и интересные факты с темами занятий (например, научная фантастика и урбанистические проекты будущего). Стараюсь рассказывать им о профессиях будущего.

  1. Они пишут сказки, мифы, готические рассказы, рассказы в стиле фэнтези и научной фантастики, сочиняют синопсисы и сценарии по мотивам прочитанных произведений, они учатся снимать пластилиновые мультфильмы и представлять свои проекты, они ставят и разыгрывают небольшие пьесы.

  1. А я внимательно слежу за их успехами и даю советы родителям, в каком направлении развивать и закреплять полученные навыки и знания. Я стараюсь дружить с детьми, по возможности сглаживая дистанцию между нами, позиционирую себя как наставника, тьютора или, если хотите, лоцмана в море культуры, который указывает детям маяки. Увидеть «землю» и пришвартоваться в нужном месте они, по моему замыслу, смогут уже сами.

  1. Я знаю, куда должно привести знание, полученное по этой системе. У меня есть уже перед глазами примеры детей, которые получают высшее образование в университетах мира и, по их признанию, имеют хороший background, позволяющий им воспринимать «чужое» как «свое» и вступать в диалог с иными культурами и представителями других культур, ощущая этот объединяющий нас всех background».

 

Вперед