Курс лекций «О фотографии. От истории к современности»
17 июня 2018Культурный центр ЗИЛ совместно со Школой Родченко запускает небольшой летний цикл лекций о фотографии.
Фотография давно стала одним из способов развлечения и ритуалом нашей повседневности. Кажется, уже нет такого объекта, который не попал бы в объектив камеры.
С момента своего зарождения фотография носила репрезентативную функцию и была прерогативой ограниченного меньшинства энтузиастов. С развитием технологии практика делать снимки институционализируется и приобретает эстетические параметры, социальное и профессиональное предназначение. В этих условиях фотография перестает восприниматься исключительно как способ документирования реальности – множественная оптика усложняет представление о том, как может «работать» изображение. Так, на рубеже веков фотография начинает осознавать себя как искусство.
Мы предлагаем обратиться к истории фотографии, рассмотреть то, как создавался фотоязык внутри разных школ, направлений, жанров, чтобы проследить и увидеть взаимосвязь визуальных паттернов прошлого и настоящего.
Расписание
25 июня 19.30 КЦ ЗИЛ |
История фотографии. Ключевые этапы зарождения жанров фотографии Исторические предпосылки возникновения фотографии. Этапы развития фотографических процессов в первой половине 19 века. Первые портретные фотоателье, полицейские картотеки, фотография в рекламе. Жанры фотографии в 19 веке: портрет, фотография в путешествиях, военная фотография, социальный репортаж, фотомонтаж. |
2 июля 19.30 КЦ ЗИЛ |
Документальная фотография как отдельный жанр, сформировавшийся к концу XIX века, являлась уникальным визуальным историческим свидетельством и выполняла исключительно информационные функции. Однако уже к первой четверти XX века она становится намного большим, чем просто отпечаток действительности. На первый план выходит авторский взгляд, его внимание к определённым социальным сюжетам, которые, предполагается, способны пробудить общественное сознание. Авторы таких работ имели своей целью показать, чему нужно противостоять и что возможно исправить. В диапазон их интересов попадали социальные низы и аристократы, город и природа, красота и уродство, типичное и ненормальное. О документальной фотографии, о мастерах, работающих в этом жанре поговорим на лекции (Август Зандер, Альфред Стиглиц, Анри Картье-Брессон, Роберт Франк, Гарри Виногранд, Диана Арбус, Ричард Аведон, Нан Голдин, Брюс Гилден и прочие). |
9 июля 19.30 КЦ ЗИЛ |
Во второй половине XX века различные аспекты фотографического инструментария проникают далеко за пределы фотографии. Художники-концептуалисты использовали фотографию в качестве формы (холста), где содержание (идея) раскрывается с помощью индивидуальной зрительской интерпретации (Джон Бальдессари, Ричард Принс, Герхард Рихтер и др.). Фотографы-концептуалисты использовали идею как методологию для создания своих работ (Томас Руфф, Томас Штрут, Кандида Хефер, Джеф Уолл, Андреас Гурски, Хироси Сугимото). Концептуальная фотография, прочно связанна с развитием digital-культуры и информационных технологий, деконструирует привычное изображение с помощью цифровых манипуляций, имеет дело с суверенным (ре)строительством реальности. Она не ориентирована на эстетическую составляющую изображения, а обращается к интеллектуальному осмыслению запечатленного. Какие существовали школы и объединения этого направления, в каких условиях создавались работы, что исследует концептуальная фотография, в каких взаимоотношениях с пространством и объектом она находится и как их представляет? Об этом и многом другом поговорим на лекции. |
12 июля 19.30 КЦ ЗИЛ |
радиция серийности в истории фотографии связана с первыми репортажными съёмками и документальными свидетельствами, где фотография была неотделима от определённого сюжета или логики повествования. К примеру, работа Августа Зандера «Лицо нашего времени» (1911) как портрет немецкого народа или 36 фотографий «Уличной жизни в Лондоне» (1877) Джона Томсона, или работы Эдварда Мейбрижда, сделавшего серию снимков, скачущей лошади или идущего человека, разложив их движения на серию моментальных снимков. Для серии фотографий характерно наличие единого стиля и формы (композиция, свет, фокусировка, сюжет), особенности индивидуального взгляда. По серии фотографий легче определить руку художника, чем по единичной работе, вырванной из контекста. Что такое серия в истории фотографии? Как серия воспринимается зрителем и как она раскрывает историю и сюжет? Каким образом фотография представлена в галереях и музеях и как ее «читать». На заключительной лекции поговорим о фото-сериях, о типологии в фотографии на примерах известных работ прославленных фотографов, а также проектов современных художников. |
Лектор
![]() |
Ольга Матвеева
Художник, фотограф, куратор образовательных и выставочных проектов. Работает с фотографией, скульптурой, инсталляцией. С 2010 г. член Союза Фотохудожников России. Выпускница Государственного Академического Университета Гуманитарных наук и Школы Фотографии и Мультимедиа им. Родченко. Преподаватель авторских курсов по фотографии в Школе Родченко. Участник российских и международных выставок и фестивалей современного искусства. |