Современные художественные практики
16+ Курс Школа Родченко на Пречистенке
СТАРТ 22 ИЮНЯ 2024 14 000 руб.

Современные художественные практики

Современное искусство может пугать количеством идей, направлений, авторов и подходов. Решением проблемы должен стать этот курс, его программа соединяет исторический обзор основных этапов авангарда с практическими заданиями.

У курса есть продолжение «Мастерская авторского высказывания». Также, рекомендуем наиболее полную программу от преподавателя — «Постконцептуальный проект. Исследование» — рассчитанную на глубокое погружение в поиски и задачи практикующих художников.

О чём курс?

Наше время не говорит языком одного стиля, оно общается набором разных культурных кодов, что приводит к соседству противоположных типов высказываний. Так репродукции модернистских шедевров сталкиваются с рекламой модной одежды, а репортажи войн и катастроф чередуются с любительской съемкой туристических мест. Современные художники часто бросают традиционные ремёсла ради художественного акционизма или прямой политической активности. Однако, несмотря на разнообразие целей и средств, основной задачей искусства остается осмысление противоречий современности и поиск общих оснований нашего будущего.

Поэтому мы совершим экскурс в историю модернизма и современного искусства. Посмотрим как менялось концептуальное и социальное значение художественной деятельности, как сами художники осмысляли задачи и методы своей работы. Поговорим о наиболее актуальных подходах.

Мы будем осмыслять теорию на практике, создавать тематические художественные работы. Важным этапом курса станет итоговaя учебная выставка.

Что будет на курсе?

Часто художник в начале творческой деятельности сталкивается с растерянностью от огромного количества существующих направлений и методов в искусстве. Поэтому у курса две основные задачи:

  • теоретическая – обзор современных художественных практик, составление карты близких авторов, идей и течений;
  • практическая – работа над собственным проектом. Поиск темы, медиума, способов экспонирования проекта в пространстве.

Важным этапом станет персональный проект студента и итоговaя групповая учебная выставка.

Чему научитесь?

  • Начнёте разбираться в современном искусстве, увидите ясную логику в «странных» вещах.
  • Погрузитесь в историю авангардных поисков.
  • Создадите работы в нескольких форматах (коллаж, объект, инсталляция).
  • Сделаете объект посвящённый стихотворению.
  • Придумаете один проект в постконцептуальном ключе. Представите идею и эскиз инсталляции зрителям.
  • Попробуете разные художественные материалы, продумаете экспозиционные решения своих работ, поучаствуете в выставке.
  • Будете обсуждать искусство и художников, определять свои позицию и предпочтения.
  • Курсу сопутствует большое количество методических материалов, они остаются у студентов после завершения обучения.

Для кого этот курс?

Курс создан для слушателей, интересующихся современным искусством, которые готовы искать свои способы выражения. Наличие художественного образования не обязательно.

Задачи курса:

  • теоретическая — обзор современных художественных практик, составление карты близких идей, направлений и авторов;
  • практическая – создание художественных проектов, экспонирование своих работ в пространстве.

Каждое занятие делится на две части: теоретическая — лекция, посвящённая одному направлению или художнику, практическая — тематические задания, рассчитанные на 1-2 занятия.

Преподаватель

Анна Приходько

Закончила «Школу Фотографии и Мультимедиа имени Родченко», Политехничсекий университет, стажировалась в Joongbu University (Южная Корея) по направлению Game Animation, училась философии во Французском университетском колледже. Магистрант ВШЭ «Философская антропология».

Участница выставок в Музее Гараж, Галерее Cube.Moscow, Галерее на Солянке, Галерее 25 Кадр, в «Акцизном зале» Винзавода, Atelier Nord, Школе Родченко. Участница Московской Молодёжной биеннале современного искусства, недели русского видео-арта в Норвегии (Dialog - Russian Video Art). Куратор нескольких выставок (Галерея 25 Кадр, Школе Родченко, Sareh Gallery).

Преподаватель Школы Родченко, автор курсов о современном искусстве и визуальных практиках на разных площадках (ГЭС-2, Музей Сидура, Галерея 25 Кадр, библиотека имени Н.А. Некрасова и тд). Участница коллектива художниц ШШШ.

Условия обучения:

  • Расходные материалы вы приобретаете сами.
  • Можно без подготовки.
 

Отзывы студентов

Вперед Назад
Программа курса

1 занятие

Вводное. Возникновение современности: специфика и контекст. Протомодернисты и социальная история современного искусства. Задание: интерпретация картины через коллаж и текст.

2 занятие

Первый авангард, краткая генеалогия, принципы. Основные идеи абстрактного искусства и художники-теоретики: Кандинский, Делоне, Модриан, Малевич. Обзор визуальной системы Кандинского «Точка и линия на плоскости».

Задание 1: визуализировать абстрактные отношения (задание из форкурса Иоганнеса Иттена в Баухаусе) Задание 2: абстрактная копия реалистической картины.

3 занятие

  • Абстрактный экспрессионизм: основные теоретики, авторы, знаковые произведения.
  • Постживописная абстракция. Барнетт Ньюман, простейшие элементы визуального языка и концепция присутствия в «Возвышенном сейчас».

Задание: практика "поиск персональной формы" с элементами автоматического письма, создание следов-жестов и абстрактной серии.

4-5 занятия

  • Московский романтический концептуализм в отношении с официальной советской культурой и идеологией. Специфика концептуального искусства в текстах Бориса Гройса и Дмитрия Пригова. Концепция «картины» у Эрика Булатова и визуальная поэзия Всеволода Некрасова.
  • Илья Кабаков как свидетель своего времени.

Задание: создать книгу-объект используя стихи поэтов концептуалистов Дмитрия Пригова и Всеволода Некрасова.

6 занятие

  • Американский концептуализм: открытие Марселя Дюшана и искусство «концептуального комментария». Йозеф Кошут, Сол Левитт, Роберт Моррис, Лоренс Вайнер и другие.
  • Роман Опалка и концептуальный проект длиною в жизнь («1965/1 — ∞» ). Критический концептуализм Ханса Хааке (Германский павильон на 45 Венецианской биеннале.)

Задание: придумать Alter egо, рассказать о нём в формате инсталляции.

7-8 занятия

  • Постконцептуальное искусство: «журналистское расследование» Софи Каль, политика идентичности в фотографиях Лорны Симпсон, постсоветский пейзаж в проекте «Промзона» Павла Отдельнова.
  • От объектной эстетики к сетевой: концепция искусства Дэвида Джослита. Визуальный дребезг и сложные нарративы. Современные авторы, работающие на стыке нелинейного повествования (или его отсутсвтвия) и осмысления политики образа: Томас Хиршхорн, Пьер Юиг, Валид Раад, Рое Розен, Хито Штейерль, Slavs and Tatars, Анн Имхоф и другие.

Организация учебной выставки внутри школы. Продумать экспозиционное решение своих проектов, написать сопроводительный текст.

ЗАПИСЬ В ГРУППУ (СТАРТ 22 ИЮНЯ 2024)

Расписание

8 занятий
Среда, 19:00-22:00, суббота, 18:30-21:30

Преподаватель

Куратор курса

Александра Радковская 
sasha@mdfschool.ru
+7 903 5234226

Площадка

Школа Родченко на Пречистенке (ул. Пречистенка, 33/19 с. 1)