
Современные художественные практики
Цель курса — познакомить вас с разными художественными практиками, разработать персональные темы и методы работы. Студенты будут разрабатывать персональный язык и создавать свой проект. Курс завершается итоговой групповой выставкой (развеской).
О чём курс?
Наше время не говорит с нами языком одного стиля, оно общается целым набором разных культурных и дискурсивных кодов. Что приводит к соседству противоположных типов высказывания и изображения. Так например репродукции классических или модернистских шедевров сталкиваются с рекламой модной одежды, репортажи войн и катастроф могут чередоваться с любительской съемкой туристических мест. А современные художники зачастую бросают традиционные ремёсла ради художественного акционизма или прямой политической активности. И всё же, несмотря на такое разнообразие целей и средств, одной из основных задач искусства остается осмысление особенностей времени и культуры.
Поэтому мы совершим небольшой экскурс в историю, посмотрим как менялось социальное значение художественной деятельности. Как сами художники осмысляли цели и методы своей работы. Поговорим о наиболее актуальных подходах.
Также, на курсе мы начнем разрабатывать персональные темы и искать адекватные им способы выражения.
Курс является первой ступенью «Мастерской художественного высказывания».









Что будет на курсе?
Часто художник в начале творческой деятельности сталкивается с растерянностью от огромного количества существующих направлений и методов в искусстве. Поэтому у курса две основные задачи:
- теоретическая – обзор современных художественных практик, составление карты близких авторов, идей и течений;
- практическая – работа над собственным проектом. Поиск темы, медиума, способов экспонирования проекта в пространстве.
Важным этапом станет персональный проект студента и итоговaя групповая учебная выставка.
Для кого этот курс?
Курс создан для слушателей, которым интерсна современная визуальность и актуальные художественные практики, готовым к поиску собственных тем, способов выражения. Программа подходит как начинающим авторам, так и технически подкованным художникам (высшее образование, школы, курсы), которым «тесно» в их ремесле.







Подробнее о том, что будет на курсе:
- обзор современных художественных практик;
- погружение в логику визуальности;
- работа над собственным проектом;
- акцент на концептуальной составляющей проекта. В контексте небольшого количества времени, главным становится не перфекционизм исполнения, а осознанная работа с темами и идеями;
- постконцептуальная парадигма предполагает интермедиальность, совмещение различных медиумов (графика, фотография, видео, обьект, инсталляция);
- визуальное повествование (линейные и нелинейные способы рассказа);
- каждое занятие длится от 2 до 3 часов, в зависимости от сложности темы. Первая часть, теоретическая – небольшая лекция, вводящая в проблематику темы. Вторая часть, практическая - работа над заданиями и своим проектом.
Преподаватель
![]() |
Анна Приходько Художник, педагог, выпускница Школы Родченко. |
Условия обучения на курсе:
- Любой уровень подготовки. Курс подходит и для начинающих.
- Материалы покупают сами ученики.
- Все учащиеся вечерних курсов получают возможность бесплатного посещения Мультимедиа Арт Музея в период своего обучения.











Отзывы студентов
- 1 занятие
Вводное занятие. Понятие современности, возникновение и актуальная проблематика (авангард, неоавангард и постмодерн).
Задание: отталкиваясь от предложенных репродукций художественных произведений создать свою серию, придумать нарратив.
- 2 занятие
Первый авангард, краткая генеалогия, принципы.
Абстрактное искусство и его теоретики: Малевич, Кандинский, Модриан. Обзор основных закономерностей визуальной системы Кандинского ("Точка и линия на плоскости").
Задание 1: визуализировать абстрактные отношения (большое /маленькое, много /мало, близкое /далёкое, лёгкое /тяжёлое, светлое /тёмное, гладкое /шершавое, спокойное /беспокойное, прозрачное /непрозрачное и тд).
Задание 2: нарисовать абстрактный комикс (как пример “Сказ о двух квадратах” Эль Лисицкого).
- 3 занятие
Абстрактный экспрессионизм: контекст возникновения, основные идеи, имена и произведения.
Задание: практика "поиск персональной формы" с элементами автоматического письма, создание следов-жестов и абстрактной серии.
- 4-5 занятия
Московский романтический концептуализм. Булатов, Кабаков, Пивоваров и др.
Задание: создать книгу-объект на стихи поэтов концептуалистов Дмитрия Пригова и Всеволода Некрасова.
- 6-7 занятия
Постконцептуальное искусство.
Когда личное становится общим: постколониальная, гендерная тематики в современном искусстве, политика идентичности.
Задание: альтер эго или аватар, используем технологии коллажа и инсталляции.
- 8 занятие
Визуальный дребезг и сложные нарративы.
Современные авторы, работающие на стыке непредсказуемого повествования(или его отсутсвтвия) и осмысления политики визуальности. Томас Хиршхорн, Пьер Юиг, Тасида Дин, Софи Каль, Мэтью Барни, Slavs and Tatars и другие.
Учебная выставка (развеска). Продумать экспозиционное решение своих проектов, написать сопроводительный текст.